Звукорежиссер. Что Вы не Знали об Этой Профессии.
Мы слышим разницу в звучании зарубежных песен и наших. Мы слышим разницу песен, записанных десять лет назад и тридцать лет назад. Мы слышим, что барабаны и бас сегодня звучат громко, а раньше они были еле слышны. Звук песен меняется со временем. Совершенствуется звуковое оборудование и совершенствуются звукорежиссеры.
Звукорежиссер или «звуковик», или «звукореж» или «звукоинженер» - это специалист, который работает со звуком. Звучит банально, но суть профессии именно в этом. Первыми звукорежиссерами, на самом деле, являются дирижеры. Они расставляли на сцене различных музыкантов и группы музыкантов: скрипачей, виолончелистов, валторнистов, пианиста и т.д. ближе или дальше, правее или левее к аудитории, они регулировали громкость тех или иных музыкантов, используя всем нам известные дирижерские жесты, чтобы добиться лучшего баланса и звучания, воспринимаемого из зала. Точно так же поступали и первые звукорежиссеры записи на грампластинки. Они записывали всего на один микрофон и баланса инструментов они достигали, играя расстоянием от музыканта до микрофона. Проще говоря, чем громче нужен инструмент, тем ближе он должен находиться к микрофону.
Сегодня звукорежиссеры уже делятся между собой. В странах запада они являются уже узкими специалистами. Началось это в середине прошлого века, когда появилась возможность записывать музыкантов по отдельности благодаря многодорожечным магнитофонам, а позже с появлением цифровых пультов или микшеров, позволяющих сохранять проделанную работу и возвращаться к ней потом. Звукорежиссеры бывают студийные и концертные. Студийные звукорежиссеры, в свою очередь, делятся на работу по записи, миксу и мастерингу. Расскажем подробнее о них.
Звукорежиссер записи отвечает за запись инструментов и вокала на студии. Его задача - правильно подобрать и расставить микрофоны, обеспечить комфортный звук для музыкантов во время записи, обеспечить настройку предварительных эффектов, обеспечить правильные частотные характеристики инструментов и вокала. Другими словами, он должен сделать все необходимое, чтобы получить качественную запись каждого инструмента. Творческий звукорежиссер записи постарается записать инструменты так, как они не звучали до сих пор. Для этого он может играть количеством и расстоянием до микрофонов, пробовать разные комнаты с разной акустикой. После записи он также приводит все дорожки в порядок, избавляется от возможных шумов и тресков и любых других посторонних звуков, склеивает разные сыгранные или спетые дубли. Также при необходимости он обрабатывает инструменты или вокал, которые были сыграны или спеты фальшиво. Пример обработки голоса хорошо показан на этом видео:
Благодаря цифровым технологиям фальшиво на записи уже никто не поет. Все можно подчистить. Можно спеть песню 50 раз и склеить одну дорожку из удавшихся кусочков. Однако звукорежиссеры записи не испытывают удовольствия от работы с неподготовленными исполнителями и часто отправляют их домой репетировать. Результатом его работы является произведение, где каждый инструмент находится на отдельной дорожке, где каждый инструмент технически звучит правильно и отсутствуют любые ошибки и промахи. На языке музыкантов – это «выдать мультитрек». Такой мультитрек не является готовым произведением и слушать его невозможно, это полная каша.
Иногда, если в композиции не предусмотрена запись живых инструментов, мультитрек сразу выдает аранжировщик.
Далее к работе приступает звукорежиссер сведения или по-другому микс-звукорежиссер. Задача этого звукорежиссера смешать всю эту кучу дорожек мультитрека в одну стерео-дорожку. Он работает над балансом инструментов, над частотными характеристиками инструментов и всего микса в целом, над применением различных эффектов. Результатом работы микс-звукорежиссера является технически профессиональное звучание произведения, где каждый инструмент находится в общем балансе на своем месте. Творческий микс-звукорежиссер не просто расставляет инструменты в воображаемом пространстве: дальше, ближе, справа, слева, он также может играть различными эффектами, чтобы нарисовать какую-то акустическую картину или рассказать историю. Профессиональный микс-звукорежиссер выдаст безупречно звучащий микс, а творческий звукорежиссер постарается привнести какие-то идеи. Это могут быть новые созданные им звуки, он может привнести динамику инструментов или всего произведения, он может создать новые звуковые эффекты. Микс звучит уже, практически, как готовый трек, его уже можно слушать. Послушайте в наушниках следующий пример, как звучала песня до и после звукорежиссера микса.
Последним в этой цепочке оказывается мастеринг-звукорежиссер. На мастеринг-студии вы увидите огромное количество разных колонок, от больших до маленьких. Мастеринг-звукорежиссер получает стерео-дорожку от микс-звукорежиссера и приводит эту дорожку к коммерческим стандартам. Коммерческие стандарты заставляют музыкальное произведение звучать максимально громко, ярко и красочно. Мастеринг звукорежиссер должен добиться профессионального звучания на любых колонках – от огромных концертных до динамика китайского телефона. Сравните, например, записи наших казахстанских и американских исполнителей на динамике телефона. Вы сразу услышите провал по громкости наших отечественных треков, а также блеклость нашего саунда.
Все эти 3 звукорежиссера – это студийные звукорежиссеры. На западе исполнители путешествуют на студии этих звукорежиссеров по той цепочке, которая описана: от одного к следующему. У нас в Казахстане студийный звукорежиссер, как правило, один. Он консолидирует всех троих в себе одном. Музыканты приходят на студию и требуют от него все под ключ: от записи до мастеринга и уходят от него с готовой песней.
Есть еще концертный звукорежиссер. Он сидит непосредственно на концерте за пультом и его задачей является профессиональное звучание концерта. Его работу мы слышим в реальном времени в отличие от студийных звукорежиссеров. Поэтому, если он допустит какую-нибудь ошибку: забудет включить микрофон или не сделает громче какой-то инструмент, или запустит не ту фонограмму, у него всегда есть риск получить после концерта подзатыльник или пендаль от выступающих музыкантов.
Чаще всего студийный звукорежиссер ощущает свое превосходство над концертным звукорежиссером, а концертный звукорежиссер ощущает свое превосходство над студийным. Они, вроде, работники одной сферы, но недолюбливание друг друга у них присутствует. Конечно же есть у нас и звукорежиссеры, которые являются и студийными и концертными, своего рода гибриды.
У многих музыкантов существует мнение, что раз у них есть музыкальный слух, то они сами быстро могут стать звукорежиссерами. Музыканты часто думают, что нужно просто сделать правильный баланс. Они иногда пытаются сами сделать микс, но в результате разочаровываются финальным звучанием и не понимают, что сделали не так. Слух звукорежиссера — это его основной инструмент, и он отличается от музыкального слуха. Звукорежиссер слышит неприятные частоты, и он знает, что это за частоты в Герцах. Звукорежиссер слышит, какой эффект ему нужно использовать, чтобы отделить один инструмент от другого в миксе. Он может беспощадно ухудшить звук инструмента или удалить какие-то партии вообще, но от этого общее звучание всей композиции начинает звучать прозрачнее и богаче, хотя в таких случаях у него часто возникают конфликты с аранжировщиком. Опытные звукорежиссеры даже тренируются постоянно, чтобы слышать определенные частоты. С годами этот слух только обостряется.
Если вы решили сделать профессиональную запись, не покупайтесь на дорогое оборудование со множеством кнопок и лампочек, которое стоит в студии, на красивый ремонт, кофе-машину и огромный пульт, за которым сидит звукорежиссер. Хотя для селфи и красивых фотографий как вы записываетесь, конечно, это полезно. Узнайте, где пишутся артисты, звучание которых вам нравится и идите к этому специалисту. Он может даже находиться и творить где-то в коморке, ведь самым главным фактором сегодня является не дорогое звуковое оборудование, а человек, который создает необходимое звучание и он может достигать невероятных результатов на обычном компьютере. Роскошных студий сегодня много, но, к сожалению, их намного больше, чем хороших звукорежиссеров.