Кто Такой Аранжировщик. Почему Без Него не Получится ни Один Хит.

Кто Такой Аранжировщик. Почему Без Него не Получится ни Один Хит.

Чем отличается песня «Кукушка» в версии Полины Гагариной от версии Виктора Цоя? Чем отличается песня «I will always love you» в версии Долли Партон от версии Уитни Хьюстон? Если мы уберем из этих песен голоса, мы все равно узнаем, где какая версия. Они отличаются аранжировками.

Рассмотрим стандартный процесс создания песни. Автор музыки или по-другому сонграйтер (мы не будем называть его композитором, так как композитор – это нечто большее, чем человек, сочиняющий музыку к песням) сочиняет какую-то мелодию. Она может прийти к нему во сне или он может сидеть за гитарой или пианино, пробуя разные варианты и напевая что-то себе под нос. У всех происходит по-разному. В результате он сочиняет какую-то мелодию с гармонией, которая, на его взгляд, является красивой. Почему важен его взгляд или оценка именно этой мелодии? Потому что он может во время созидания сгенерировать кучу разных мелодий, но отсеивать их как посредственные. Вот эта финальная версия мелодии затем отдается аранжировщику.

Аранжировщик, на западе его называют музыкальным продюсером, слушает эту мелодию и начинает думать в каком стиле создавать песню: в этно, в роке или в попе. Тут свое решающее слово обычно говорит исполнитель, который принес ему эту мелодию от сонграйтера. Очевидно, что поп исполнитель не будет в восторге от аранжировки в джазовом стиле. У нас часто исполнители даже приносят какой-нибудь западный хит и говорят: «Хочу, как тут». Аранжировщику так даже легче, он на себя берет меньше ответственности, а вдруг стиль, который он сам примет за основу, не понравится исполнителю в принципе. У нас в Казахстане, практически, всего два жанра: Поп и, как говорят заказчики, «Тойский». «Тойский» - это восточный стиль. Другие мировые жанры – это не про нас. Дальше начинается творческий процесс. Аранжировщик должен сочинить партии всех инструментов: от ударных и баса до скрипок, гитары и бэк-вокала. Сегодня инструментом для аранжировщика являются компьютер и МИДИ-клавиатура. Играя на МИДИ-клавиатуре, он записывает один инструмент за другим. Огромные базы звуков музыкальных инструментов, синтезаторов хранятся в его компьютере, сегодня их даже невозможно отличить от живых инструментов. Аранжировщик, помимо инструментов, также может придумывать какие-то красивые паузы, замедления или убыстрения и т.д. Аранжировщик должен обладать знаниями об инструментах, которые он записывает. Партии ударных, например, часто проявляют аранжировщика, который умеет играть на ударных. Партии бас-гитары, сыгранные ниже определенной ноты, наоборот, выявляют недостаточно образованного аранжировщика. У каждого музыкального инструмента есть свой диапазон и техника игры на нем. Если аранжировщик сыграет на гитаре, как на пианино, это будет звучать неестественно, хотя иногда это может быть сделано целенаправленно и иметь интересный эффект. На видео хорошо показано, как аранжировщик создает песню с нуля на обычном Ipad.

Создание песни Weeknd-Blinding Lights на Ipad

Хороший аранжировщик – это генератор красивых музыкальных партий и идей, а также человек, обладающий знаниями в теории музыки. Есть талантливые аранжировщики, генерирующие красивые музыкальные идеи, но не умеющие играть на музыкальных инструментах. Они всегда сталкиваются с проблемой, что плохо играют на клавишных или гитаре или вообще не умеют играть. Им бы хотелось сочинить красивую и сложную партию гитары или пианино, свойственную этим инструментам, но они не представляют, как это сделать из-за отсутствия знаний и техники игры на этих инструментах. Такие недостаточно музыкально образованные, но талантливые ребята, кстати, часто делают прекрасные ремиксы.

После того как аранжировка готова, а она уже звучит, практически, как завершенная песня, аранжировщик отдает исполнителю проект. Проект – это множество отдельных дорожек, каждая из которых является аудиозаписью отдельного инструмента. С этим проектом исполнитель уже идет к звукорежиссеру на студию записывать свой голос и другие живые инструменты, если они тоже предусмотрены.

Очень важно понимать, что если сонграйтер выдал непримечательную мелодию, то ее не спасет даже самый лучший аранжировщик. Если же мелодия оказалась красивой, то аранжировщик сделает ее еще лучше. Есть аранжировщики, которые даже не будут браться за песню, если она им не понравилась.

Аранжировщики - это невидимые герои создания хитов. Аранжировщиков, к которым стоит очередь исполнителей, не так много. Певцов в десятки раз больше. К сожалению, поэтому по саунду мы не можем отличить одного исполнителя от другого. Все они ходят к одним и тем же сонграйтерам и аранжировщикам, поэтому нет разнообразия стилей и звучания в нашей эстраде и очень редка уникальность композиций.